ПЛАСТОВ И МОЛОТИЛКА СТАЛИНА
- 07/08/2023
- 43
- нет
Он был недоучившимся семинаристом, выходцем из семьи потомственных иконописцев, его жена – дворянкой, которую он отговорил уходить в монастырь. Но в историю Аркадий Пластов вошёл как классик социалистического реализма и лауреат Сталинской премии. Проект «Русские картинки» в честь 130-летия художника вспоминает его знаковое полотно «Праздник урожая», подлинный смысл которого остался тайной для советской цензуры.
Сегодня в Прислонихе и следа уже не осталось от того старого дома художника – специально для Музея А.А. Пластова был выстроен крепкий каменный дом, разбит парк с памятником – примерно на том самом месте, где и стояла изба Пластовых.
Пластов на памятнике непарадный – в фуфайке и кирзовых сапогах, в руках – палитра и кисти, с которыми он вышел на этюды.
Даже церковь Богоявления Господня – и та новодел. Первая церковь, поставленная в 1878 году и восстановленная в начале нулевых, сгорела в 2016 году в результате поджога, совершенного местным 18-летним жителем. Это был настолько необъяснимый поступок, не укладывающийся в голове случай, что церковь быстро восстановили всем миром.
Аркадий Пластов получает первый большой заказ – эпическое полотно «Праздник урожая» («Колхозный праздник») специально для выставки «Индустрия социализма» 1936 года.
«Колхозный праздник» стал главным открытием выставки.
Сегодня это полотно воспринимается как лицемерная поделка Сталинского агитпропа. На переднем плане – ликующий народ в стихии народного праздника. На столах – полное изобилие. Мёд, овощи, варёные яйца, румяные калачи, жареная и копчёная рыба, красные помидоры, свежие огурцы, баранки с бубликами – словом, здесь есть всё, что даёт земля и крестьянский труд. А над всем этим плакатным великолепием словно парит портрет дорогого товарища Сталина и его знаменитый лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее!»
А на дворе 1936 год. И кому как не Пластову было знать, как «весело» жилось в то время загнанному в колхозы крестьянству. Он видел и ужасы раскулачивания, когда чекисты до смерти забивали мужиков, не желающих добровольно отдавать нажитое имущество, и колонны ссыльных – с женщинами и маленькими детьми, которых везли на верную смерть, и варварское разрушение его Богоявленской церкви, превращённой в колхозный склад.
Но не спешите судить. Просто посмотрите в лица крестьян – а их на картине восемьдесят пять человек. Это портреты реальных людей – односельчане художника, жители его родной деревни.
На переднем плане сидят бородатые, крепко скроенные, осанистые мужики с натруженными руками – старожилы Прислонихи, а за ними – тесной и тёмной группой на левом фланге – «бывшие», раскулаченные и высланные кулаки.
Среди них можно увидеть и друга художника – протоиерея Александра Троицкого, служившего священником в Богоявленской церкви. В 1930 году, когда храм был закрыт, Александр Александрович перешёл в колхоз и стал работать помощником счетовода при сельсовете, а через год он был приговорён за антисоветскую агитацию к заключению в лагере сроком на 5 лет. Вернулся он в Прислониху в 1936 году, но вскоре был арестован и приговорён к расстрелу по делу «О контрреволюционной группировке духовенства в Карсунском районе».
В толпе художник изобразил и самого себя в образе танцующего военного летчика.
https://s-t-o-l.com/kultura/40298-plastov-i-molotilka-stalina/
Комментарий читателей статьи "ПЛАСТОВ И МОЛОТИЛКА СТАЛИНА"